Охрана труда

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

В соответствии со статьей 216 ТК РФ Министерство труда, занятости и социальной защиты КБР осуществляет государственное управление охраной труда на территории Кабардино-Балкарской Республики:



Нормативные документы

Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2018 года №486-рп внесены изменения в состав Межведомственной комиссии по охране труда.

Разработаны и утверждены Административные регламенты по представлению министерством государственных услуг при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.

С 1 по 30 апреля проведен республиканский месячник охраны труда, которым охвачены учреждения и предприятия всех отраслей экономики и бюджетной сферы.

27 апреля Минтрудсоцзащиты КБР совместно с Объединением организаций профессиональных союзов КБР проведено республиканское совещание на тему: «Меры по улучшению условий и охраны труда в организациях КБР». Приняты соответствующие Рекомендации.

Проведено одно заседание республиканской Межведомственной комиссии по охране труда и два заседания Отраслевой комиссии по охране труда.

За 6 месяцев 2018 года обучено 356 человек из числа руководителей и специалистов учреждений и предприятий.

По заявкам работодателей и граждан проведено 18 экспертиз.

Проделанная работа


Отраслевая комиссия по охране труда




Межведомственная комиссия по охране труда

Асанов А.О.- министр труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (председатель Межведомственной комиссии)

Ацканов Р.Р.- заместитель министра труда, занятости и социальной защиты и Кабардино-Балкарской Республики (заместитель председателя Межведомственной комиссии)

Маремкулов А.Н.- руководитель Государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской Республике - главный государственный инспектор труда Кабардино-Балкарской Республики (заместитель председателя Межведомственной комиссии) (по согласованию)

Канаметов Р.Ю.- заместитель министра курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики

Мартынов А.И.- заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию)

Вадахов Т.А.- заместитель министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

Бурко И.И.- главный технический инспектор труда Союза «Объединение организаций проф-союзов Кабардино-Балкарской Республики» (по согласованию)

Хежев З.М.- заместитель министра спорта Кабардино-Балкарской Республики

Жаппуев А.Б.- начальник отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (ответственный секретарь Межведомственной комиссии)

Кауфов А.Ж. - заместитель министра здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики

Шонтухова И.В.- заместитель министра просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики

Кяров Э.Х.- заместитель министра промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики

Пеганов С.Н.- начальник отдела Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию)

Узденов М.И.- заведующий сектором Министерства строи-тельства и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

Таова Р.Р.- заместитель министра культуры Кабардино-Балкарской Республики

Когермазов Э.А.- начальник отдела Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по (согласованию)


Специальная оценка условий труда на рабочих местах

Министерство труда, занятости и социальной защиты КБР сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года

№426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Трудовым кодексом РФ (ст.212) «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» независимо от формы собственности, сферы деятельности и количества работников необходимо проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов.

Специальная оценка условий труда будет проводиться не реже одного раза в пять лет. В рамках аттестации рабочих мест по условиям труда проводилось полное обследование рабочего места со всеми измерениями и оценкой. Сейчас данная процедура упрощена. Она делится на два этапа. На первом этапе проводится идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, то есть выясняется имеется ли вредность на рабочем месте. Если вредные факторы отсутствуют, что подтверждается экспертом, проводящим специальную оценку условий труда, работодатель составляет декларацию соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда и направляет ее в Государственную инспекцию труда. Срок действия декларации – пять лет. При отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за указанный период срок действия декларации может быть продлен еще на пять лет. Если вредность имеется, то специальная оценка условий труда продолжается на втором этапе, где проводятся измерения определяющие вредный и опасный производственный фактор.

Результаты проведения специальной оценки условий труда используются для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) организации проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
5) установления работникам работающим во вредных и (или) опасных условиях труда предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций:
Ст.92 «Сокращенная продолжительность рабочего времени» устанавливается для тех работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю;
Ст.117«Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» предоставляется работникам условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда;
Ст.147 «Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» 3 класс устанавливается в повышенном размере (не менее 4% тарифной ставки (оклада);
Кроме этого для:
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
11) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Не проведение специальной оценки условий труда влечет:
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (статья 5.27.1. Федерального закона №421-ФЗ от 28.12.2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Также сообщаем, что результаты аттестация рабочих мест действительны в течение 5 лет.


О Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года в связи с чем, могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426 - ФЗ «О специальной оценке условий труда», за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.

Специальная оценка условий труда будет проводиться не реже одного раза в пять лет.

В рамках аттестации рабочих мест по условиям труда проводилось полное обследование рабочего места со всеми измерениями и оценкой. Сейчас данная процедура упрощена. Она делится на два этапа. На первом этапе проводится идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, то есть выясняется, имеется ли вредность на рабочем месте. Если вредные факторы отсутствуют, что подтверждается экспертом, проводящим специальную оценку условий труда, работодатель составляет декларацию соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда и направляет ее в Государственную инспекцию труда в КБР. Срок действия декларации - пять лет. При отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за указанный период срок действия декларации может быть продлен еще на пять лет (статья 11).

Если вредность имеется, то специальная оценка условий труда продолжается на втором этапе, где проводятся измерения, определяющие вредный и опасный производственный фактор.

С принятием Закона уровень вредности на производстве четко увязан с дополнительным страховым тарифом. С 1 января 2014 г. введена дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, являющаяся экономическим стимулированием для улучшения условий труда в организациях (до 8 процентов). Чем хуже условия труда (выше вредность), тем больше размер взносов. Если условия труда улучшаются, даже оставаясь в диапазоне вредных, то в этом случае размер взносов уменьшается. Это стимулирует работодателя улучшать условия труда, снижать класс условий труда, а значит платить пониженный тариф страховых взносов.

Закон предусматривает права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда. В статье 5 сказано, что работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда, а также вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.

В статье 13 Закона определены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Законодательно определены особенности проведения специальной оценки условий труда - при наличии аналогичных рабочих мест (ст.16). При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

В статье 17 указаны условия проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Установлены требования к экспертам, проводящим специальную оценку условий труда (ст.20). К трудовой деятельности в качестве эксперта допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.

Результаты проведения специальной оценки условий труда используются для:
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
решения вопроса о связи возникших у работника заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и их представителями;
определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда необходимых видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников (женщин, лиц моложе 18 лет);
оценки уровней профессиональных рисков и др.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (Государственной инспекцией труда в КБР), решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (статья 26).

Экспертиза качества специальной оценки условий труда возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, т.е. на Министерство труда, занятости и социальной защиты КБР (статья 24).

Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (до настоящего времени данный Порядок не прошел согласование и регистрацию в Минюсте РФ).

Частью 3 статьи 24 установлены основания для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда на платной основе за счет средств работодателя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда пока не утверждены.

Частью 4 статьи 24 Закона определено, что разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей с результатами данной экспертизы рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России) с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Порядок рассмотрения разногласий не утвержден).

После принятия указанных подзаконных актов, Министерством труда, занятости и социальной защиты КБР будет внедрена экспертиза качества специальной оценки условий труда.

Окончательное принятие всех подзаконных актов на уровне Российской Федерации, которые позволят в полной мере реализовать новый закон, планируется завершить в 1 полугодии 2014 года (по данным Минтруда России).