Административный регламент Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению государственной услуги «Назначение (освобождение от обязанностей) опекуна (попечителя), выдача удостоверения опекуна (попечителя)»

1. Общие положения

1.Административный регламент Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению государственной услуги «Назначение (освобождение от обязанностей) опекуна (попечителя), выдача удостоверения опекуна (попечителя)» (далее – Административный регламент) разработан в целях повышения эффективности и качества предоставления указанной государственной услуги гражданам, выразившим желание стать опекунами или попечителями (далее - граждане, выразившие желание стать опекунами) в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, и устанавливает сроки и последовательность административных процедур и действий при предоставлении государственной услуги.

2.Для целей настоящего Административного регламента используются следующие основные понятия: недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (вследствие психического расстройства); не полностью дееспособный гражданин – гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами); граждане, выразившие желание стать опекунами - граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан; опека – форма устройства признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия; попечительство – форма устройства граждан, ограниченных судом в дееспособности, при котором назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны давать согласие подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации; подопечный – гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

3.Получателями государственной услуги «Назначение (освобождение от обязанностей) опекуна (попечителя), выдача удостоверения опекуна (попечителя)» (далее – государственная услуга) являются совершеннолетние дееспособные граждане.

4.Предоставление государственной услуги осуществляется государственными гражданскими служащими (далее – специалисты) органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан Кабардино-Балкарской Республики (далее - орган опеки и попечительства) – Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (далее – Министерство) и его территориальных структурных подразделений (далее – территориальное управление).

5.Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц). В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства.

6. Порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги. 6.1. Сведения о месте нахождения, контактных телефонах и графике работы Министерства и его территориальных управлений приводятся в Приложении № 1 к настоящему Административному регламенту, а также их можно получить: на официальном сайте Министерства в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (далее – сети Интернет) по адресу: http://mintrudkbr.ru (далее – сайт Министерства). Кроме того, на сайте Министерства получить информацию о месте нахождения и графиках работы государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; на информационных стендах территориальных управлений; с использованием средств телефонной связи («горячая линия» Министерства: 8-8662-42-49-47, «Единый социальный телефон» Министерства: 8-800-200-66-07, и по телефонам территориальных управлений в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Административному регламенту). 6.2. Информацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить: в территориальных управлениях и непосредственно в секторе опеки и попечительства Министерства (далее - сектор); с использованием средств телефонной связи; в сети Интернет на сайте Министерства; в государственной информационной системе «Портал государственных услуг Кабардино-Балкарской Республики» (далее – портал) по адресу: http://www.gosuslugi.economykbr.ru; в ГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики» (далее- МФЦ), г.Нальчик, ул. Хуранова, 9 (при наличии соглашения о взаимодействии); на информационных стендах территориальных управлений. Консультирование по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется в устной форме бесплатно. Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются специалистами Министерства и территориальных управлений. При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан специалисты подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок. Если суть поставленного в телефонном звонке вопроса не относится к компетенции специалиста, принявшего телефонный звонок, звонок должен быть переадресован (переведен) на другого специалиста или гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию, или должно быть предложено, изложить суть обращения в письменной форме. Специалисты, осуществляющие прием и консультирование (лично или по телефону), обязаны относиться к обратившимся гражданам корректно и внимательно, не унижая их чести и достоинства. На информационных стендах в помещении, предназначенном для приема документов, размещается следующая информация: извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной услуги; извлечения из текста настоящего Административного регламента с приложениями; блок-схема (Приложение № 2 к настоящему Административному регламенту) и краткое описание порядка предоставления государственной услуги; перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, а также требования, предъявляемые к этим документам; график приема граждан; образцы оформления документов, необходимых для предоставления государственной услуги; порядок информирования о ходе предоставления государственной услуги; порядок получения консультаций (справок); порядок обжалования решений, действий или бездействия специалистов, ответственных за предоставление государственной услуги; месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты органов и организаций, в которых заявитель может получить документы, необходимые для получения государственной услуги.

2. Стандарт предоставления государственной услуги

7.Государственная услуга, предоставление которой регулируется настоящим Административным регламентом, именуется: «Назначение (освобождение от обязанностей) опекуна (попечителя), выдача удостоверения опекуна (попечителя)».

8.Предоставление государственной услуги осуществляется Министерством труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики. Государственную услугу предоставляет Министерство совместно с территориальными управлениями, а также через МФЦ (при наличии соглашения о взаимодействии). Министерство организует и контролирует деятельность территориальных управлений по предоставлению государственной услуги. Территориальные управления предоставляют государственную услугу на территории муниципальных образований по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

9.В предоставлении государственной услуги участвуют также: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике и его территориальные отделы (далее – Управление Роспотребнадзора по КБР и его территориальные отделы); Районные и городские Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ГУ ОПФР по Кабардино-Балкарской Республике (далее – районные и городские Управления ПФР ГУ ОПФР по КБР); Информационный центр при Министерстве внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, или территориальные органы внутренних дел МВД по КБР (далее – ИЦ при МВД КБР, территориальные органы МВД по КБР); Учреждения Министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики; Органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Кабардино-Балкарской Республики. Не допускается требование от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 июля 2011 г. N 210-ПП, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

10. Результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину: постановления о назначении опекуном, удостоверения опекуна, либо постановления об отказе в назначении опекуном, либо заключения о возможности (невозможности) быть опекуном; постановления о назначении опекуном, исполняющем свои обязанности возмездно, удостоверения опекуна, экземпляра заключенного договора об осуществлении опеки в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина, либо постановления об отказе в назначении опекуном; постановления о назначении попечителем, выдача удостоверения попечителя, либо постановления об отказе в назначении попечителем, либо заключения о возможности (невозможности) быть попечителем; постановления о назначении попечителем, исполняющем свои обязанности возмездно, выдача удостоверения попечителя, экземпляра заключенного договора об осуществлении попечительства в отношении совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина, либо постановления об отказе в назначении попечителем; постановления об освобождении от опекунских или попечительских обязанностей.

11.Сроки предоставления государственной услуги. При осуществлении государственной услуги орган опеки и попечительства предоставляет: постановление о назначении опекуном или попечителем, либо об отказе в назначении, либо заключения о возможности (невозможности) быть опекуном или попечителем - в течение пятнадцати дней со дня представления документов, указанных в пунктах 13, 14 к настоящему Административному регламенту, в территориальное управление; постановление о назначении опекуном или попечителем либо об отказе в назначении опекуном или попечителем, заключение о возможности (невозможности) быть опекуном или попечителем, постановление об освобождении от опекунских или попечительских обязанностей направляются (вручаются) специалистом территориального управления заявителю в течение трех дней со дня их подписания; удостоверение опекуна или попечителя выдается на руки опекуну или попечителю в течение 5 рабочих дней после выдачи акта о назначении опекуна или попечителя; экземпляр заключенного договора об осуществлении опеки или попечительства - в десятидневный срок со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя, исполняющем свои обязанности возмездно; постановление об освобождении от опекунских или попечительских обязанностей в течение тридцати дней со дня регистрации соответствующего заявления в территориальном управлении; отказ в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа - в течение трех дней со дня получения документов, указанных в пунктах 13, 14 к настоящему Административному регламенту, территориальным управлением при наличии оснований, перечисленных пунктом 17 настоящего Административного регламента.

12. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года ("Российская газета", N 7, 21.01.2009, "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445, "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.); Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 года N 28-РЗ (ред. от 26.07.2010) ("Кабардино-Балкарская правда", N 215, 29.08.2006), в последней редакции документ опубликован не был; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) ("Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301, "Российская газета" - 08.04.2011); Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступившими в силу с 26.07.2011) ("Российская газета" - 15.07.2011); Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ("Российская газета", N 95, 05.05.2006, "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060, "Парламентская газета", N 70-71, 11.05.2006.), в последней редакции документ опубликован не был; Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 01.07.2011) ("Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755, "Российская газета", N 94, 30.04.2008, "Парламентская газета", N 31-32, 07.05.2008.), в последней редакции документ опубликован не был; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 (ред. от 31.03.2011) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" ("Собрание законодательства РФ" - 04.04.2011); Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14 марта 2013 г. N 88-ПП "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Кабардино-Балкарской Республике" ("Официальная Кабардино-Балкария", N 11, 22.03.2013); Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2011 г. N 891н «О реализации пункта 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" ("Российская газета", N 216, 28.09.2011); Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 июля 2011 г. N 210-ПП «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определения размера платы за их оказание» ("Официальная Кабардино-Балкария", N 30, 29.07.2011); Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 05.04.2011 года № 48-П «Об организации работы по опеке и попечительству»; иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

13.Перечень документов, подлежащих представлению заявителем, необходимых для предоставления государственной услуги: заявление о назначении опекуном или попечителем по утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2011 г. N 891н форме, согласно приложению № 3 к настоящему Административному регламенту. К заявлению также прилагается письменное согласие с обработкой его персональных данных посредством их получения из иного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления и подведомственной им организации в целях предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", согласно приложению № 4 к настоящему Административному регламенту. При наличии у заявителя заключения о возможности быть опекуном (действителен в течение двух лет), к заявлению вместо указанных в пунктах 13, 14 настоящего Административного регламента документов, за исключением заявления, прилагается только данное заключение. справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копия пенсионного удостоверения). Документ действует в течение года со дня выдачи. медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное по утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14 марта 2013 г. N 88-ПП форме, согласно приложению № 7 к настоящему Административному регламенту, до установления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации порядка выдачи такого заключения. Действительность медицинского заключения проверяется на момент подачи этого документа в орган опеки и попечительства. Датой выдачи медицинского заключения признается дата проставления гербовой печати, находящейся в ведении главврача, а не даты осмотров отдельными врачами-специалистами. Медицинское заключение действует в течение трех месяцев со дня выдачи. копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна), по форме согласно приложению № 6 к постановлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14 марта 2013 г. N 88-ПП; документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927), (при наличии); автобиография.

14. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, которые запрашиваются территориальным управлением самостоятельно с целью оказания государственной услуги в рамках межведомственного информационного взаимодействия: для пенсионеров - справка, выданная районными и городскими Управлениями ПФР ГУ ОПФР по КБР, или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере получаемой пенсии; выписка из домовой (поквартирной, похозяйственной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства. Заявитель представляет копию финансово-лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной, похозяйственной) книги либо иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением (договор безвозмездного пользования, договор аренды, договор социального найма жилого помещения и др.) или право собственности на жилое помещение (свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, справку БТИ и др.). Оба документа действительны в течение года со дня выдачи. справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел. Справка об отсутствии судимости действует в течение года со дня выдачи. справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы). Документ действует в течение года со дня выдачи; Не допускается требование от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, а также представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов исполнительной власти, предоставляющих государственную услугу, иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики и муниципальными правовыми актами. Заявитель вправе представить указанные в настоящем пункте документы и информацию по собственной инициативе.

15. Основания для отказа в приеме заявления и(или) документов. Специалист имеет право отказать гражданину в приеме заявления и(или) документов по следующим основаниям: отсутствие необходимых сведений в заявлении, других документах; представленные документы оформлены ненадлежащим образом (отсутствует дата выдачи, основание выдачи, подпись должностного лица, печать организации и др.); при представлении копий документов при непосредственном обращении в территориальное управление отсутствует оригинал; представление заявителем неполного пакета документов, подлежащих представлению заявителем, неправильно оформленных или утративших силу документов.

16. Приостановление предоставления государственной услуги не предусмотрено.

17. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги гражданам, выразившим желание стать опекунами, являются установленные Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельства, препятствующие назначению его опекуном, при которых: заявитель не является совершеннолетним лицом; заявитель лишен или ограничен в дееспособности на основании решения суда; заявитель лишен родительских прав на основании решения суда; заявитель имеет на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; а также предоставление заявителем заведомо ложной или недостоверной информации. Оснований для отказа в освобождении от опекунских или попечительских обязанностей не имеется.

18. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документах, выдаваемых организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги: государственная услуга «Санитарно-эпидемиологическая экспертиза в целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на факторы среды обитания» проводится территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по КБР, в результате которой заявителю выдается санитарно-эпидимиологическое заключение о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам; государственная услуга «Медицинское обследование, выдача справок, заключений в целях предоставления государственных услуг в социальной сфере в Кабардино-Балкарской Республике» предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями КБР (территориальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями (отделениями), специализированными диспансерами (отделениями) системы Министерства здравоохранения Российской Федерации) о состоянии здоровья кандидата в опекуны или попечители, в результате которой заявителю выдается медицинское заключение;

19.Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно. 20.Предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, осуществляется бесплатно.

21.Максимальный срок ожидания в очереди для получения консультации не должен превышать 15 минут. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги составляет 15 минут. Максимальная продолжительность приёма заявителя специалистом составляет 20 минут.

22.Срок регистрации заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном, о предоставлении государственной услуги составляет не более 20 минут.

23.Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга. Помещения для предоставления государственной услуги размещаются на нижних этажах зданий. Помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Входы в помещения оборудуются пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. Вход и выход из помещений оборудуются указателями. Места для информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются: информационными стендами; стульями и столами для возможности оформления документов. Места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы специалистов. Места для ожидания на предоставление или получение документов оборудуются стульями, скамьями (банкетками). Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но не может составлять менее 5 мест. Места для ожидания оборудуются системой кондиционирования воздуха либо вентиляторами. Для создания комфортных условий ожидания на столах (стойках) для письма могут размещаться газеты, журналы, печатная продукция (брошюры, буклеты) по вопросам предоставления государственной услуги. Места для заполнения заявления оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заявлений и канцелярскими принадлежностями. Помещения для непосредственного взаимодействия специалистов с заявителями могут быть организованы в виде отдельных кабинетов либо в виде отдельных рабочих мест для каждого ведущего прием специалиста. Кабинеты для приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием: номера кабинета; фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего предоставление государственной услуги; времени перерыва на обед и технический перерыв. Рабочие места специалистов, предоставляющих государственную услугу, оборудуются компьютерами и оргтехникой, позволяющими своевременно и в полном объеме получать справочную информацию по вопросам предоставления услуги и организовать предоставление государственной услуги в полном объеме.

24.Показателями доступности предоставления государственной услуги являются: транспортная доступность к местам предоставления государственной услуги; обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями передвижения к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга; возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг; размещение информации о порядке предоставления государственной услуги на стендах в помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, и на сайте Министерства.

25.Показателями качества предоставления государственной услуги являются: соблюдение сроков предоставления государственной услуги; отсутствие поданных в установленном порядке жалоб на решения и действия (бездействие), принятые и осуществлённые при предоставлении государственной услуги.

3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме.

26. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация документов на предоставление государственной услуги; формирование комплекта документов заявителя, осуществление запроса в иные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации, участвующие в предоставлении государственных услуг и получение документов и сведений, необходимых для предоставления государственной услуги; принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги; обследование жилищно-бытовых условий жизни заявителя, оформление акта обследования жилищно-бытовых условий жизни заявителя и направление одного экземпляра заявителю; направление личного дела совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, в отношении которого заявитель выразил желание стать опекуном или попечителем, вместе с комплектом документов заявителя на рассмотрение в Министерство; рассмотрение документов в Министерстве, подготовка специалистом проекта постановления о назначении опекуном или попечителем либо об отказе в назначении опекуном или попечителем с указанием причин отказа и принятие решения; направление (вручение) заявителю постановления, выдача опекунам или попечителям из личного дела совершеннолетнего подопечного документов (при их наличии), согласно «Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927); передача опекуну имущества подопечного по описи; вручение заявителю экземпляра договора об осуществлении опеки или попечительства (в случае назначения опекуном или попечителем, исполняющем свои обязанности возмездно); направление (вручение) заявителю удостоверения. Блок – схема по предоставлению государственной услуги представлена в приложении № 2 к настоящему Административному регламенту.

27. Последовательность административных действий (процедур) при назначении опекуна или попечителя. Основанием для начала предоставления государственной услуги гражданину, выразившему желание стать опекуном, является представление им в территориальное управление по месту жительства заявления о назначении опекуном по форме (утвержденной приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2011 г. N 891н), согласно приложению № 3 к настоящему Административному регламенту. Заявление представляется: а) при непосредственном (личном) обращении в территориальное управление. К заявлению прикладываются документы, необходимые для предоставления государственной услуги, в соответствии с пунктами 13, 14 настоящего Административного регламента, или заключение о возможности быть опекуном, выданное органами опеки и попечительства Российской Федерации, в установленном порядке. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном предъявляет паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации. б) путем отправки через почтовые отделения связи (далее – представление запроса почтовым отправлением). При представлении заявления и документов почтовым отправлением подлинники документов не направляются, а верность копий документов должна быть засвидетельствована в установленном законодательством Российской Федерации порядке. в) в электронном виде через сайт Министерства или портал. В случае обращения заявителя посредством использования сайта Министерства, или портала путем заполнения специальной интерактивной формы заявления, с прикреплением сканированных копий необходимых документов, указанных в пунктах 13, 14 настоящего Административного регламента, ответственный специалист просматривает электронный образ заявления (контроль целостности), присваивает ему статус «ПОДАНО» и выполняет следующие действия: фиксирует дату получения документа в электронной форме; производит распечатку полученных документов и передает их специалисту, территориального управления по месту жительства гражданина, выразившего желание быть опекуном, ответственному за исполнение следующей административной процедуры. Результатом выполнения административного действия по рассмотрению заявления, поступившего в электронной форме, является наличие заявления в программном комплексе органа опеки и попечительства. Специалист территориального управления: направляет заявителю уведомление о необходимости предоставить для сверки оригиналы (надлежащим образом заверенные копии) документов указанных в пунктах 13, 14 настоящего Административного регламента. Заявитель в пятидневный срок со дня направления сведений из вышеуказанных документов с использованием информационно-коммуникационных сетей общего пользования через сайт Министерства или портал, должен представить документы в территориальное управление в подлинниках, или в копиях с предъявлением подлинников для сверки; в случае, если после приема заявления и документов, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, при представлении запроса заявителем почтовым отправлением или в электронном виде через сайт Министерства или портал, установлено отсутствие необходимых сведений, специалист возвращает заявление и пакет документов заявителю в течение 5 рабочих дней без рассмотрения с сопроводительным письмом, в котором указывает причины возврата заявления, либо предлагает заявителю дополнить недостающие сведения в течение 2 рабочих дней. Максимальный срок выполнения административного действия по рассмотрению обращения заявителя, поступившего в адрес территориального управления, в форме электронного документа, не должен превышать семь рабочих дней со дня присвоения делу статуса «ПОДАНО». Ответственный за выполнение административной процедуры в территориальном управлении специалист осуществляет подбор кандидата в опекуны (попечители) из числа граждан, изъявивших на то свое согласие, проводит проверку сведений о личности предполагаемого опекуна (попечителя) в соответствии с нормами, установленными статьей 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». 27.1. Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации документов на предоставление государственной услуги является представление заявителем документов, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента. Также (по желанию) представляются документы, указанные в пункте 14 настоящего Административного регламента. Специалист территориального управления: проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя; определяет комплектность и правильность заполнения документов; в случае представления копий документов, незаверенных нотариально, сличает представленные копии документов с оригиналами, заверяет их своей подписью с указанием фамилии, инициалов, занимаемой должности, даты; вносит в журнал учета заявлений о назначении опекуном по форме согласно приложению № 9 к настоящему Административному регламенту запись, о приеме документов в соответствии с правилами ведения журнала; оформляет расписку о приеме документов и передает ее заявителю (в случае поступления документов по почте – готовит расписку для отправки по почте) по форме согласно приложению № 5 к настоящему Административному регламенту; формирует комплект документов заявителя. Результатом выполнения административной процедуры по приему и регистрации документов для предоставления государственной услуги является – определение комплектности и правильности заполнения документов, регистрация заявления. Максимальный срок выполнения административной процедуры по приему и регистрации документов не должен превышать 20 минут. 27.2.Основанием для начала административной процедуры по формированию полного комплекта документов заявителя является комплектность и правильность заполнения документов, указанных в пунктах 13 настоящего Административного регламента и внесение записи о приеме документов в журнал учета и регистрации заявлений граждан о назначении опекуном или попечителем. В случае не представления заявителем сведений, указанных в пункте 14 настоящего Административного регламента, специалист территориального управления подготавливает и направляет межведомственные запросы документов (сведений), которые находятся в распоряжении иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных организаций. Срок направления межведомственного запроса в соответствующий орган или организацию не должен превышать двух рабочих дней с момента приема и регистрации документов (сведений) указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента. После получения документов (сведений) на межведомственные запросы, комплект документов заявителя дополняется полученными документами (сведениями) в срок, не превышающий один рабочий день. В случае необходимости осуществления межведомственного запроса, срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, представляющие документ и (или) информацию. Иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос могут быть установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Результатом административной процедуры является формирование полного комплекта документов заявителя. 27.3. На основании принятых и рассмотренных документов руководителем территориального управления принимается решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги. При отказе в предоставлении государственной услуги специалист возвращает заявление и пакет документов заявителю в течение трех рабочих дней с сопроводительным письмом, в котором указывает основания отказа в предоставлении государственной услуги. 27.4. В целях назначения опекуном или попечителем гражданина, выразившего желание стать опекуном, специалист территориального управления в течение семи дней со дня представления всех документов производит обследование жилищно-бытовых условий жизни заявителя, в ходе которого определяется нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны или попечители, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного. Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, по форме согласно приложению № 6 к настоящему Административному регламенту оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение трех дней со дня утверждения акта обследования руководителем территориального управления. Результатом административной процедуры является формирование и утверждение акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, приложение к комплекту документов заявителя и направление заявителю одного экземпляра. 27.5Территориальное управление направляет комплект документов гражданина, выразившего желание быть опекуном в сектор в течение одного рабочего дня с момента утверждения акта обследования руководителем территориального управления. 26.6.Основанием для начала административной процедуры по принятию решения о назначении (или отказе в назначении) опекуном является передача сформированного комплекта документов в Министерство для решения вопроса. Специалист, ответственный за рассмотрение дела: осуществляет проверку комплекта документов заявителя и личного дела гражданина, в отношении которого заявитель просит установить опеку или попечительство, на наличие либо отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги; готовит проект решения о назначении (либо об отказе в назначении) опекуном или попечителем и направляет его на рассмотрение руководителю органа опеки и попечительства. Решение о назначении опекуном или попечителем, или об отказе в его назначении, оформляется в виде постановления по форме согласно приложению № 10 к настоящему Административному регламенту. Рассмотрение представленных документов и принятие решения о назначении опекуном или попечителем, либо об отказе в его назначении, производится не позднее 15 дней со дня получения территориальным управлением документов, предусмотренных пунктами 13, 14 настоящего Административного регламента. Критериями принятия решения являются: Соответствие гражданина, выразившего желание стать опекуном, требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, предъявляемым к личности опекуна или попечителя. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Орган опеки и попечительства, при необходимости, исходя из интересов подопечных, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. Результатом выполнения административной процедуры является принятие решения о назначении опекуном или попечителем, либо об отказе в его назначении. В случае принятия решения об отказе в назначении опекуном или попечителем, в постановлении указываются причины отказа. 27.7.Основанием для начала административной процедуры направления (вручения) заявителю постановления является возвращение рассмотренных документов с постановлением в территориальное управление, в течение одного дня со дня его подписания. Специалист территориального управления сообщает заявителю о принятом решении и направляет (вручает) заявителю постановление в течение трех дней после его подписания. Опекунам или попечителям также выдаются документы из личного дела совершеннолетнего подопечного согласно «Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927): паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность; копия решения суда об ограничении совершеннолетнего гражданина в дееспособности или копия решения суда о признании совершеннолетнего гражданина недееспособным. Также опекунам или попечителям выдаются следующие документы (при их наличии): правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор социального найма жилого помещения, ордер); договоры об использовании жилых помещений, принадлежащих совершеннолетнему подопечному на праве собственности; опись имущества совершеннолетнего подопечного и документы, содержащие сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; договоры об открытии на имя совершеннолетнего подопечного счетов в кредитных организациях; документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) близких родственников; полис обязательного медицинского страхования; пенсионное удостоверение, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; справка (установленного образца) об инвалидности совершеннолетнего подопечного, индивидуальная программа его реабилитации, выданные учреждением медико-социальной экспертизы; предварительные разрешения органа опеки и попечительства о распоряжении доходами совершеннолетнего подопечного, а также об осуществлении имущественных прав совершеннолетнего подопечного; указания органа опеки и попечительства в отношении распоряжения имуществом совершеннолетнего подопечного; справка с места работы (учебы) совершеннолетнего подопечного; справка о размере пенсии совершеннолетнего подопечного, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение; удостоверение (свидетельство), подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан. Документы передаются лично опекуну или попечителю под роспись о получении в течение 3 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя. Орган опеки и попечительства изготавливает и заверяет в установленном порядке копии передаваемых опекуну или попечителю документов и хранит их в личном деле совершеннолетнего подопечного. Вместе с постановлением об отказе в назначении опекуном специалист территориального управления возвращает заявителю все представленные документы и разъясняет порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в территориальном управлении. 27.8.Основанием для начала административной процедуры передачи опекуну имущества подопечного по описи является получение заявителем постановления о его назначении опекуном или попечителем. Назначенный опекун принимает имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей. Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну, другой экземпляр описи хранится в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства. Имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор доверительного управления имуществом, опекуну или попечителю не передается. 27.9.Лицу, назначенному опекуном (попечителем) через территориальное управление по месту жительства в течение пяти дней выдается удостоверение по форме согласно приложению № 10 к настоящему Административному регламенту. Удостоверение вручается гражданам при предъявлении паспорта лица, назначенного опекуном, под расписку. Факт выдачи удостоверения оформляется соответствующей записью в Книге учета выдачи удостоверений по форме согласно приложению № 8 к настоящему Административному регламенту. При утрате или порче ранее полученного удостоверения гражданин вправе получить дубликат. Дубликат удостоверения выдается на основании личного заявления гражданина с указанием обстоятельств утраты или порчи удостоверения. При этом в левой части удостоверения ставится штамп "Дубликат". Пришедшее в негодность удостоверение сдается в территориальное управление и уничтожается в установленном порядке.

28.Особенности административных действий (процедур) при назначении временного опекуна или попечителя (предварительные опека или попечительство). В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства назначает опекуном или попечителем граждан, выразивших желание стать опекунами, временно. При этом последовательность административных процедур соответствует процедуре назначения постоянного опекуна или попечителя (пункт 27 настоящего Административного регламента) за исключением представления документов и сведений о личности опекуна или попечителя в соответствии с пунктами 13, 14 настоящего Административного регламента. Принятие постановления о предварительной опеке (попечительстве) допускается при условии представления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также оформления специалистом акта обследования материально-бытового положения гражданина, выразившего желание стать опекуном. Опекуном или попечителем в данном случае могут быть временно назначены только совершеннолетние дееспособные граждане. Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия решения о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев. Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

29. Особенности административных действий (процедур) при назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого опекуну или попечителю по договору за счет доходов от имущества совершеннолетнего подопечного, не может превышать пять процентов дохода от имущества совершеннолетнего подопечного за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом или по отчету попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом. Договор заключается как в отношении одного совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, так и в отношении нескольких совершеннолетних подопечных. Не допускается заключение договора через представителя опекуна или попечителя. В случае изменения места жительства совершеннолетнего подопечного договор расторгается и органом опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного заключается новый договор. Договор заключается в течение десяти дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя. В случае, если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна или попечителя письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение шести дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна или попечителя об отказе в его заключении.

30. Последовательность административных действий (процедур) при освобождении опекуна или попечителя от обязанностей. 30.1.В случае если опекуны или попечители желают быть освобождены от обязанностей опекуна или попечителя, заявитель представляет в территориальное управление заявление об освобождении от опекунских или попечительских обязанностей. 30.2.Территориальное управление направляет заявление опекуна вместе с личным делом подопечного в Министерство. 30.3.Специалист Министерства готовит постановление об освобождении от обязанностей опекуна или попечителя и представляет руководителю органа опеки и попечительства. Решение об освобождении от обязанностей опекуна или попечителя оформляется в виде постановления. В случае, если опекуном или попечителем осуществлялись обязанности возмездно по договору, договор об осуществлении опеки или попечительства прекращается. 30.4.Рассмотренные документы (подлинники) с постановлением об освобождении от обязанностей опекуна или попечителя, возвращаются в территориальное управление. 30.5.Специалист территориального управления направляет (вручает) заявителю постановление в течение трех дней после его подписания. 30.6.Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства: отчет опекуна или попечителя в соответствии с правилами, установленными статьей 25 Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; документы из личного дела совершеннолетнего подопечного согласно абзацам 2, 3 подпункта 27.8. настоящего Административного регламента; удостоверение опекуна или попечителя, которое сдается в территориальное управление и уничтожается в установленном порядке. 30.7.По результатам отчета в течение одного дня в опись имущества подопечного вносятся изменения. Изменение к описи имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается специалистом органа опеки и попечительства и лицом, исполнявшим обязанности опекуна или попечителя. Один экземпляр описи передается бывшему опекуну или попечителю, другой экземпляр описи хранится в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

4. Контроль за предоставлением государственной услуги

31. Текущий контроль осуществляется путем проведения руководителем территориального управления проверок соблюдения и исполнения специалистами положений настоящего Административного регламента, а также законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики и носит ежедневный характер. Специалист, осуществляющий консультирование и информирование граждан, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики за качество проведенного консультирования. Специалист, ответственный за прием документов, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики за правильность и своевременность выполнения процедур по приему и оформлению документов для предоставления государственной услуги. Специалист, ответственный за рассмотрение документов, принятие решения, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики за правильность и своевременность выполнения соответствующих процедур. Ответственность специалистов закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Кабардино-Балкарской Республики.

32. Контроль за предоставлением государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявления и устранения нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие в пределах компетенции решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц.

33.Министерство организует и осуществляет контроль за предоставлением государственной услуги территориальными управлениями.

34.Проведение проверок носит плановый характер (осуществляться на основании квартальных, полугодовых или годовых планов работы Министерства), тематический характер (проверка предоставления государственной услуги отдельным категориям получателей государственной услуги) и внеплановый характер (по конкретному обращению получателя государственной услуги).

5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих

35. Заявители имеют право на: обжалование, оспаривание решений, действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц и государственных служащих при предоставлении государственной услуги в судебном или в досудебном (внесудебном) порядке; получение в уполномоченном органе информации и документов, необходимых для обоснования жалобы. Блок-схема по процедуре подачи жалобы прилагается (Приложение № 11).

36. Обжалование решений, действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц и государственных служащих при предоставлении государственной услуги в досудебном (внесудебном) порядке не лишает их права на оспаривание указанных решений, действий (бездействия) в судебном порядке.

37. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях: 1) нарушение срока регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги; 2) нарушение срока предоставления государственной услуги; 3) требование у заявителя представления документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики для предоставления государственной услуги; 4) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики для предоставления государственной услуги, у заявителя; 5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики; 6) требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики; 7) отказ органа предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

38. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Министерство, его территориальное структурное подразделение (далее - территориальное управление) на бумажном носителе, предоставляющее государственную услугу.

39. Жалоба может быть направлена по почте или на официальный Интернет-сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР, а также может быть принята при личном приеме заявителя (представителя). Жалоба может быть подана в многофункциональный центр при наличии с ним соглашения о взаимодействии по приему жалоб и выдаче заявителю результатов ее рассмотрения. В случае, подачи жалобы при личном приеме, заявитель (представитель) представляет документ, удостоверяющий его личность. В случае, если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения и действия (бездействия) органа предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц, государственных служащих является подача заявителем (представителем) жалобы.

40. Жалоба должна содержать: 1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются; 2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; 3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу; 4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

41. Жалоба, поступившая в Министерство, его территориальное управление подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Министерства, его территориального управления, должностного лица, государственного служащего в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в органе, уполномоченном на ее рассмотрение.

42. Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы определяется в случае, если возможность приостановления рассмотрения жалобы предусмотрена законодательством Российской Федерации.

43. Жалобы, поданные в письменной форме или в форме электронного документа, остаются без ответа в следующих случаях: наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

44. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерство, его территориальное управление либо должностное лицо принимает одно из следующих решений: 1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом предоставляющим услугу опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, а также в иных формах; 2) отказывает в удовлетворении жалобы.

45. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются: наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе; номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице Министерства, его территориального управления, решение или действие (бездействие) которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (представителя) или наименование представителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение; в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги; сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа предоставляющего государственную услугу.

46. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, или преступления, должностное лицо органа предоставляющего государственную услугу, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.