Информация о состоянии производственного травматизма и условий труда в отраслях экономики Кабардино-Балкарской Республики в 2016 году

Одной из важнейших проблем сферы труда является проблема его безопасности. Ее острота и злободневность вызваны прежде всего довольно высоким уровнем производственного травматизма, о чем свидетельствуют данные статистики и Государственной инспекции труда в КБР.

Несмотря на то, что в 2016 году на производстве травмировано на 2 человека меньше, чем в 1015 году и на 15 человек меньше, чем в 2014 году, численность пострадавших на производстве составила 47 человек.

Наибольшее количество пострадавших приходится на обрабатывающие производства (25,5 % от общего количества пострадавших), сельское хозяйство (19%), здравоохранение (19%), организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды ( 15%).

По сведениям Государственной инспекции труда в КБР в отчетном периоде в республике произошло 5 тяжелых несчастных случаев и 5 несчастных случаев со смертельным исходом. Общее количество пострадавших с тяжелым исходом в результате несчастных случаев на производстве уменьшилось и составило 5 человек (за 12 месяцев 2015 года – 10 человек). Женщин среди данных пострадавших нет.

При этом в 2,5 раза увеличился смертельный травматизм. В результате несчастных случаев на производстве погибли 5 человек (за 12 месяцев 2015 г. – 2 человека). Смертельного травматизма среди женщин не было.

Смертельный травматизм допустили:

ООО «Фаворит Климат» (падение с высоты);

ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по КБР» (падение с высоты);

ООО « РД ИКС ГРУПП» (падение в шахту лифта с 3 этажа строящегося здания);

МУП «Каббалккоммунэнерго» (поражение электрическим током);

Войсковая часть 63869 (неумышленная неосторожность пострадавшего).

Относительное количество пострадавших на 1000 работающих составило в 2016 году 0,87, в 2015 году – 1,0, в 2014 году – 1,27.

На фоне сокращения числа несчастных случаев на производстве уменьшился и коэффициент их тяжести с 58,0 в 2015 году (с 45,8 в 2014 году) до 38,0 в 2016 году.

Несмотря на уменьшение общей численности пострадавших на производстве, возрос травматизм среди женщин.

В 2016 году от травм на производстве пострадали 15 женщин или 32% от общего числа пострадавших (в 2015 г. -13 женщин или 26,5%, в 2014 г.- 17 женщин или 27%).

Наибольшее количество женщин травмировано в здравоохранении- 6 женщин или 40% от общего количества пострадавших женщин, в сельском хозяйстве и организациях связи по 3 женщины или по 20%.

Наибольшее число дней нетрудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на одного пострадавшего (коэффициент тяжести несчастных случаев) приходится на здравоохранение -60,0, обрабатывающие производства -46,7 и сельское хозяйство – 31,9.

Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за несчастных случаев на производстве составили 1786 человеко-дней. Средняя продолжительность нетрудоспособности одного пострадавшего в целом по республике составила 38 дней ( в 2015 году -58 дней, в 2014 году-46 дней).

Из проведенного Государственной инспекцией труда в КБР анализа материалов расследования несчастных случаев на производстве следует, что наибольший риск травмирования для работников представляют следующие факторы - воздействие движущихся предметов и деталей, падение пострадавшего с высоты и транспортные происшествия на наземном транспорте.

Основными причинами производственного травматизма являются:

нарушение работником трудовой и производственной дисциплины;

не применение работником средств индивидуальной защиты;

недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда.

Анализ состояния производственного травматизма в 2016 году в отраслевом разрезе показал следующее.

По статистическим данным в обрабатывающих производствах численность пострадавших составила 12 человек, что на 6 человек меньше, чем в 2015 году и на 2 человека меньше, чем в 2014 году.

Уровень травматизма (коэффициент частоты несчастных случаев на производстве) уменьшился по сравнению с 2015 годом и 2014 годом соответственно с 1,92 и 1,72 до 1,36 на 1000 работающих. Производственный травматизм среди женщин остался на прежнем уровне. В 2016 году травмы на производстве получила 1 женщина, в 2015 году – 2 женщины, в 2014 году – 1 женщина.

Однако несмотря на снижение производственного травматизма, остается высоким коэффициент его тяжести.

В 2016 году коэффициент тяжести увеличился по сравнению с 2014 годом с 38,4 до 46,7, но уменьшился по сравнению с 2015 годом с 70,0 до 46,7.

В сельском хозяйстве в 2016 году травмы получили 9 человек, что на 5 человек больше, чем в 2015 году и на 3 человека больше, чем в 2014 году.

Увеличилась численность пострадавших на производстве женщин. Если в 2015 году травмы на производстве получила 1 женщина, то в 2016 году – 3 женщины (в 2014 г. -4 женщины).

Увеличился уровень травматизма по сравнению с 2015 годом и 2014 годом соответственно с 1,1 и 1,5 до 2,15.

При этом уменьшился коэффициент его тяжести по сравнению с 2015 годом и 2014 годом соответственно с 67,75 и 44,7 до 31,9.

В учреждениях здравоохранения в 2016 году и 2015 году травмы на производстве получили по 9 человек, из них по 6 женщин (в 2014 г. -21 человек , из них 8 женщин).

Уменьшился уровень травматизма по сравнению с 2015 годом и 2014 годом соответственно с 0,45 и с 1,09 до 0, 42.

При этом резко увеличился коэффициент тяжести несчастных случаев по сравнению с 2015 годом и с 2014 годом соответственно с 22,3 и с 42,5 до 60,0 в 2016 году.

В организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды пострадали от травм на производстве 7 человек, что на 3 человека больше, чем в 2015 году и на 2 человека меньше, чем в 2014 году.

При этом увеличился уровень производственного травматизма по сравнению с 2015 годом с 0,51 до 0,81 (в 2014 г. Кч = 1,15).

Увеличился травматизм среди женщин. Если в 2014 году и 2015 году травмы получили по 1 женщине, то в 2016 году -2 женщины.

За последние 3 года наблюдается уменьшение тяжести несчастных случаев на производстве. Если в 2014 году она составляла 59,2, в 2015 году – 44,75, то в 2016 году -15,3.

В строительных и транспортных организациях травмы на производстве получили по 2 человека, в организациях связи -3 человека, в организациях оптовой торговли, по сбору сточных вод и отходов, по добыче полезных ископаемых пострадали от травм на производстве по одному человеку.

Увеличилась численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

По данным статистической отчетности в 2016 году на таких работах были заняты 6605 работников или 25,5% от списочной численности работников в обследуемых отраслях экономики (в 2015 году соответственно 5786 работников или 24,8%).

Из числа работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука работали в 2016 году 44% работников, в 2015 году -31% работников;

под воздействием химического фактора работали 33% работников, в 2015 году – 43%;

под воздействием тяжести трудового процесса (физическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника) работали 42% работников, в 2015 году-13% работников (один работник может трудиться под воздействием нескольких вредных и опасных факторов производственной среды).

В 2016 году каждый четвертый работник трудился во вредных и опасных условиях. В 2015 году - каждый четвертый работник, в 2014 году – каждый пятый работник трудился в таких условиях.

В организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в строительных и транспортных организациях в 2016 году каждый третий работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В обрабатывающих производствах – каждый четвертый работник, в организациях по добыче полезных ископаемых – каждый пятый работник трудился в таких условиях. При этом в химическом производстве 76 % работников заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в металлургическом производстве -92,2 %.

Беспокоит ситуация с вредными условиями труда женщин, удельный вес которых составляет 25,6% от общей численности занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или 17,6% от общего числа работающих женщин.

Из них в обрабатывающих производствах трудились в таких условиях 8,9% женщин от общей численности занятых на работах с вредными и опасными условиями труда или 19,3 % женщин от общего числа работающих женщин в обрабатывающих производствах, в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды соответственно 13,8 % или 32,4 % женщин.

В организациях транспорта 15,1 % женщин заняты на работах с вредными и опасными условиями труда, в связи -5,1 %, в строительстве -5,2 %, в сельском хозяйстве – 4,7 %.

Формируют условия труда работающих следующие негативные факторы - это высокий уровень износа машин и технологического оборудования, недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе на обновление основных производственных фондов, на внедрение современных технологий, модернизацию производства, приобретение машин, механизмов и другого оборудования с современными средствами защиты, максимально снижающими воздействие опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, а также недостаточное внимание вопросам охраны труда со стороны руководителей ряда организаций.

Производственный травматизм, как и условия труда – это результат работы каждого работодателя.

На мероприятия по охране труда работодателями израсходовано в 2016 году 118984,7 тыс. рублей или 2196 рублей на одного работника.

В сельском хозяйстве на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего израсходовано 3905 рублей; в обрабатывающих производствах – 3686 рублей; в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды -4054 рубля; в строительстве -4553 рубля; в транспортных организациях (сухопутный транспорт) – 6815 рублей, в химическом производстве – 3132 рубля; в организациях связи -1871 рубль; в организациях по добыче полезных ископаемых -1080 рублей, а в здравоохранении- 323 рубля.

О состоянии условий труда можно судить по результатам специальной оценки условий труда.

В 2016 году специальная оценка условий труда проведена на 16368 рабочих местах, на которых занято 22418 работников, из них 16092 женщины.

По результатам специальной оценки условий труда (спецоценка):

1.Оптимальные и допустимые условия труда (класс 1 и 2) установлены на 11637 рабочих местах, что составляет 71% от общего количества рабочих мест, на которых проведена спецоценка. На данных рабочих местах трудится 15171 работник, из них 10518 женщин. Работа на данных рабочих местах не приносит вреда здоровью.

2. Вредные условия труда (класс 3.1; 3.2 и 3.3) установлены на 4731 рабочем месте, что составляет 28,9 % от общего количества рабочих мест, на которых проведена спецоценка. На данных рабочих местах занято 7247 работников ( из них 5574 женщин), или 32% работников, которые трудятся во вредных условиях труда, которым согласно действующему законодательству устанавливаются гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется 6028 работникам (из них 4706 женщин) (класс 3.2, 3.3); оплата труда в повышенном размере установлена 7247 работникам ( из них 5574 женщины), занятым во вредных условиях труда (предоставляется всем работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда независимо от класса и степени); сокращенная продолжительность рабочего времени установлена 710 работникам ( из них 541 женщина) (класс 3.3).

В соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска данным работникам составляет 7 календарных дней.

В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

ВЫВОДЫ

Несмотря на то, что отмечается снижение общего количества несчастных случаев на производстве, состояние условий и безопасности труда в целом остается не на должном уровне, вследствие чего сохраняется нестабильная ситуация со смертельным исходом.

Проблемы охраны труда связаны с тем, что руководители ряда организаций не уделяют должного внимания вопросам создания безопасных для жизни и здоровья работников условий труда на рабочих местах, не проводят специальную оценку условий труда.

Кроме этого, проблемой является недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе на обновление основных производственных фондов, модернизацию технологических процессов и оборудования, представляющих реальную и потенциальную угрозу жизни и здоровью работающих, а также недостатки в обучении работников безопасным методам и приемам выполнения работ.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Министерство труда, занятости и социальной защиты КБР рекомендует:

1. Местным администрациям муниципальных районов и городских округов:

организовать выполнение мероприятий подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики» на 2013-2020 годы, районных и городских программ (планов) улучшения условий и охраны труда;

обеспечить разработку и реализацию Программ «Нулевой травматизм» в организациях муниципального района, городского округа;

содействовать руководителям и специалистам учреждений и предприятий в использовании средств Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

содействовать деятельности ГКУ «Центр труда, занятости и социальной защиты» муниципальных районов и городских округов Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР в организации работы по охране труда и проведении мониторинга условий и охраны труда на территории КБР

2. Отраслевым министерствам и ведомствам:

обеспечить реализацию подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики» на 2013-2020 годы;

организовать работу по охране труда в отрасли в соответствии с действующим законодательством и Положением о системе государственного управления охраной труда в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденным Приказом МТЗ и СЗ КБР № 276-П от 27.12.2016 г.;

обеспечить реализацию отраслевой программы (плана) улучшения условий и охраны труда;

обеспечить разработку и реализацию Программ «Нулевой травматизм» в организациях отрасли;

усилить ведомственный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в соответствии с Законом КБР от 15.06.2015 года №23 – РЗ «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;

в рамках ведомственного контроля с целью легализации трудовых отношений и обеспечения выплаты пособий по социальному страхованию работникам, пострадавшим на производстве, принимать меры, направленные на исключение фактов применения труда работников без надлежащего оформления трудовых отношений;

содействовать руководителям и специалистам подведомственных учреждений и предприятий в создании и внедрении системы управления охраной труда и профессиональными рисками в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и Положением о системе государственного управления охраной труда в Кабардино – Балкарской Республике;

продолжить работу в области охраны труда в пределах полномочий, определенных Законом КБР от 12.01.2009 №6-РЗ «Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике» (статья 6 - полномочия отраслевых исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда);

3. ГКУ «Центр труда, занятости и социальной защиты» муниципальных районов и городских округов Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР:

организовать работу по разработке и реализации программ «Нулевой травматизм» в организациях, расположенных на муниципальной территории;

организовать работу по охране труда в районе, городе в соответствии с Положением о системе государственного управления охраной труда в Кабардино-Балкарской Республике;

оказывать помощь руководителям и специалистам учреждений и предприятий в организации работы по охране труда в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» и национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и Положением о системе государственного управления охраной труда в Кабардино-Балкарской Республике;

содействовать работодателям в оформлении документов, необходимых для получения разрешения на осуществление финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно – курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, согласно Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

организовать работу по выполнению мероприятий подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Социальная поддержка населения Кабардино-Балкарской Республики» на 2013-2020 годы и мероприятий районного, городского плана (программы) по улучшению условий и охраны труда.

8. Работодателям:

создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда в соответствии с действующим законодательством;

внедрить систему управления охраной труда и профессиональными рисками в соответствии с действующим законодательством и Положением о системе государственного управления охраной труда в Кабардино-Балкарской Республике;

разработать программу «Нулевой травматизм» и обеспечить ее реализацию;

обеспечивать безопасность и охрану труда на каждом рабочем месте, надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременный и качественный инструктаж по охране труда работников и проверку знаний ими требований по охране труда, применение средств коллективной и индивидуальной защиты, создание и укрепление служб и комитетов (комиссий) по охране труда;

уделять особое внимание вопросам ликвидации и модернизации рабочих мест, представляющих реальную и потенциальную угрозу жизни и здоровью работающих, а так же обеспечения безопасных условий труда работников на основе внедрения новой техники и технологий;

обеспечить проведение специальной оценки условий труда на каждом рабочем месте;

использовать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий год, на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

не допускать к работе лиц без надлежащего оформления трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством;

принимать участие в мониторинге условий и охраны труда, который проводится на территории КБР в соответствии с приказом МТЗ и СЗ КБР № 317-П от 14 октября 2015 г.


Нравится

Материалы новости

Загрузить

новость в формате pdf