Курсы для руководителей социальных служб

В Базовом республиканском социально реабилитационном центре «Радуга» Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР проводятся обучающие занятия для руководителей социальных служб подведомственных Министерству учреждений. Для этого в республику приглашена кандидат психологических наук, автор многих программ по практической психологии, заведующая учебной частью Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования: «Институт практической психологии и психотерапии» г.Воронежа Галина Ивановна Якушева. Совместно с ней здесь работает и проректор по развитию и организации института, психолог Центра «Радуга» Светлана Викторовна Карнач. Мы побывали на этих занятиях, побеседовали с Галиной Ивановной и Светланой Викторовной.

Корр: Галина Ивановна, вы не впервые в нашей республике и знаете с чем сталкиваетесь и на какие моменты надо уделять особое внимание. Скажите, какое отличие у этой школы, на что вы уделили особое внимание в подготовке программы и какова главная цель образовательного процесса.

Галина Ивановна: Да, я действительно не первый раз нахожусь в Кабардино-Балкарии. Первые курсы мы провели с воспитателями, в основном они были из Центра «Радуга». А данные курсы организованы для повышения квалификации руководителей социальных служб. Их проходит десять человек.

Основная тема: «Социально-психологические основы управления». На занятиях мы разбираем различные проблемы и вопросы, касающиеся деятельности данных руководителей, обращаем внимание не только на теоретические вопросы, но и повышаем их практические навыки.

Например, мы прошли тему: основные функции управленческого персонала: планирование, оптимизация, контроль, мотивация, после чего тщательно анализировали все аспекты, а следом перешли к их практической реализации на различных примерах. Наша задача: научить слушателей правильно ставить цели, четко отображать особенности каждого социального работника, они должны знать формы и методы воздействия на сотрудников, то есть, здесь раскрывается ряд немаловажных вопросов. Нужно отметить, что в этом отношении идет активная работа, мы видим заинтересованность обучающихся. Вот на такие немаловажные стороны деятельности за 72 часа, на которые рассчитаны курсы, мы должны обратить внимание.



Корр: Скажите пожалуйста, важно ли Вам их изначальная подготовленность и мотивированность к таким занятиям?

Галина Ивановна: Несомненно, очень важна. В первую очередь, нам интересно работать с мотивированными людьми, которые заинтересованы в улучшении качества своей работы. Изначально,мы установили тесный контакт с Министерством, так как наши интересы в этих вопросах совпадают, и также совпадают интересы самих сотрудников. Они показывают свою заинтересованность, потому что здесь также затрагиваются и их личные качества и проблемы, помогаем разрешить их и мне кажется, они довольны предварительными результатами.

Корр: Если можно об этом конкретнее.

Галина Ивановна: Если у руководителя социальной службы нет мотивации и стремления улучшить свою работу, если у него имеются личные проблемы, особенно неразрешимые им самим, то эти проблемы могут переходить и на обычных сотрудников, что усложняет взаимодействие. Мы не должны свои проблемы переносить на рабочие моменты.

Корр: А какие наиболее задаваемые вопросы и затрагиваемые проблемы наших работников.

Галина Ивановна: Больше всего спрашивают о том, какова деятельность психолога в организации: его права, обязанности, различные функции и т.д. Ведь понятно, что каждый руководитель компетентен только тогда, когда четко знает, какие функции должен выполнять тот или иной сотрудник. И в данном аспекте очень большое внимание было уделено функции делегирования, то есть, какие функции и кому я могу возложить. Очень часто задают вопросы о своей личности: что необходимо в себе изменить, чтобы соответствовать тем условиям работы, в которых я нахожусь и тому коллективу, с которым я работаю.

Корр: Какие документы слушатели вашей школы получат в конце?

Галина Ивановна: В конце образовательной школы они получат свидетельства о повышении квалификации Института практической психологии и психотерапии.

Корр: Спасибо большое за подробную беседу.

Корр: Светлана Викторовна, Вы сейчас работаете в реабилитационном Центре «Радуга», являясь в то же время проректором института практической психологии и психотерапии в г.Воронеже. Ваши мероприятия дают хорошие результаты, и об этом мы говорим постоянно. Хотелось бы узнать также и мнение о занятиях по повышению квалификации как социальных работников, как психологов, так и воспитателей наших подведомственных учреждений.

Светлана Викторовна: Прежде всего нужно сказать, что было много обращений со стороны тех, кто получает социальные услуги. Мы знаем, что согласно 442 ФЗ, требования сейчас к оказанию социальных услуг повышаются. Наши специалисты должны на практике понять, как мотивировать тех, кто к ним обращается, как направить их в правильное русло, как разобрать их жалобы, предложения и просьбы. Есть те, которые зачастую требуют, а не объясняют свою ситуацию, и чтобы как-то разгладить ее, работник порой может постараться сам решить проблему, не только моральную, но и материальную. Здесь его действие неправильное. Завтра ведь произойдет то- же самое. И тогда человек становится инфантильным. Он перестает решать свои проблемы сам. Он ищет эту помощь у других. В данном случае, у социальных работников. На курсах для руководителей социальных служб изучают, как грамотно мотивировать обратившегося к ним человека быть продуктивно-культурной личностью. Да, мы можем помочь обратившемуся, можем дать ему денег на хлеб. Но мы иногда забываем, что многие тратят их не по назначению. Поэтому, мы все будем учиться, как грамотно подойти к проблеме обратившегося за помощью. Это означает, что мы учимся помогать нуждающемуся с уважением относиться как к себе, так и к окружающим его людям.

Невозможно объяснить, какое эмоциональное переживание у социальных служб в решении человеческих проблем. Из раза в раз обращений становится все больше. Это мы слышим от руководителей, они рассказывают о различных ситуациях, в которых затрудняются найти правильное решение. Мы на практике учимся преодолевать эти трудности. Это групповые практические занятия, когда разыгрываются подобные ситуации и каждый находит пути их решения, а после выводят правильное.

Корр: А если вспомнить программы укрепления семей.

Светлана Викторовна: Конечно. У нас работает проект «Крепкая семья» Всероссийской партии «Единая Россия», в рамках которого мы стараемся проводить различные мероприятия для гармонизации семей с детьми, для тесного взаимодействия между ними. А для того, чтобы с такими семьями могли работать, мы начали с обучения руководителей, которые помогут социальным работникам, а вместе решить вопрос намного легче.

Корр: Как вы думаете, на таких занятиях наши работники могут раскрыть свои знания, у них есть внутренний потенциал?

Светлана Викторовна: Потенциал громаднейший, потому что в такой сфере работать равнодушному человеку невозможно. Есть хорошая база, у многих теоретическая база лучше, есть жизненный опыт. Но, к сожалению, многим не хватает психологических знаний. Это та ситуация, когда они сами стараются решать проблемы других. Главная цель работы социального работника - поддержать нуждающегося больше морально и добрым словом.

Мы учимся работать продуктивно, правильно, так, как говорит нам инструкция.

Корр: Учитываете ли вы в своей программе ментальность, ведь наши народы отличаются своими традициями, жизнью, поведением.

Светлана Викторовна: На самом деле это правильный вопрос. Галине Ивановне приходится учитывать данные моменты, она старается это учесть. На одном из занятий на вопрос: ближайшая ваша цель, прозвучал ответ, что нужно скорее достроить времянку, куда она переселится после женитьбы сына. Галине Ивановне это было не совсем понятно. Ведь в России таких моментов практически не наблюдается. Нам это понятно. Это наша ценность, когда дети живут вблизи своих стариков, которым нужна помощь. Я считаю, что в этом есть глубокий философский смысл. Прислушайтесь. Ведь таким родителям социальный работник не будет нужен. С ними рядом будут родные и близкие. Вот что такое ценность семьи. Вот что отличает здешние народы, у которых семье уделяется самое почетное место. Если бы таких моментов было бы больше, социальная служба находила бы время для решений наиболее остро стоящих проблем: дать больше внимания и помощи многодетным семьям, семьям с одним родителем и т.д.

Корр: Что вы сами хотели бы добавить к сказанному.

Светлана Викторовна: Наш институт готовит психологов не только с теоретической базой, но , прежде всего мы сами работаем над собой. Я всегда говорю: тот психолог, у которого есть проблемы, чувство обиды к чему либо, чувство вины, которые эмоционально несдержанны, никакую помощь не может оказать. От таких психологов бегут дети и их родители. Знаниями невозможно надавить. Нужны личностные качества. Поэтому в обучении большое внимание уделяется работе над собой. Стандарт социального психолога самый сложный. Ведь им порой приходится работать с посттравматическими семьями. В таких случаях им может помочь психолог, уважающий и себя и тех, кто с ним рядом.

Корр: Я благодарю вас за беседу. Несомненно, ваши мероприятия нужно освещать, нужно давать понять, что социальная помощь в республике растет, растет в правильном направлении и практически все хорошие изменения реализуются и будут реализовываться также и в нашей республике

Фотографии сюжета


Нравится

Материалы новости

Загрузить

новость в формате pdf